Как предприятиям России найти свой зелёный путь в период тектонических изменений глобальной экологической повестки

Статья

В последние десять лет большинство граждан и промышленных предприятий оказались вовлечены в климатическую, экологическую и зеленую повестки. Предприятия разрабатывают «зеленые» стратегии, формируют программы автоматического контроля, внедряют наилучшие доступные технологии (далее – НДТ), готовят ESG и GRI отчетность, проводят модернизацию производств и конечно пытаются привлечь «зеленое финансирование». При этом следует учесть, что и при принятии решений о выделении «классических форм» финансирования все больше учитываются «зеленые индикаторы» реализуемых проектов, повсеместно корректируются таксономии. Для крупных промышленных предприятий и корпораций вопрос экологии стал значимым, неудобным, а главное затратным. Оказалось, что большинство природоохранных служб предприятий не готовы к тому, что их тема станет не только формировать вектор развития предприятия, но и носить политический окрас. В дополнение возникли проблемы, связанные с несогласованностью отдельных актов российского и международного законодательства и отсутствием ряда подзаконных актов.


Следует помнить, что бизнес должен быть не только экологичным, но и конкурентоспособным. Безусловно современный бизнес должен соблюдать законы и снижать негативное воздействие на окружающую среду, но главное он не должен быть убыточным. Необходимо учитывать, что модернизация предприятий в сторону экологичности крайне редко ведет к снижению себестоимости продукции, росту ее качества или увеличению объемов производства. Это значит, что экологизация будет выгодной ровно до того момента, пока ее поддерживают государства и финансовые организации.


Единого решения экологических проблем нет и не может быть, но начало работ у всех одинаково. Предприятию необходим независимый взгляд со стороны и компетентная оценка прилагаемых усилий. После этого уже можно формировать цели, анализировать пути их решения и искать источники финансирования. В рамках оказанных консультаций нашим заказчикам и реализованных проектов мы поняли, что для большинства предприятий приоритетом является своевременная и компетентная оценка рисков, возникающих в сфере охраны окружающей среды. Учет рисков крайне важен, когда принимается решение о длительной и дорогостоящей модернизации производства. Оценка рисков в области природопользования является задачей, с которой АНО «Равноправие» успешно справилось на площадках самых крупных корпораций России.


АНО «Равноправие» разрабатывает стратегию и тактику индивидуально для каждой конкретной цели поставленной природопользователями. Мы готовы осуществить весь перечень природоохранных задач, начиная от аудита и проектирования и заканчивая консультациями и подготовкой документов для привлечения «зеленых» инвестиций. В своей работе АНО «Равноправие» руководствуется принципом причинения наименьшего ущерба как окружающей среде, так и бизнес-процессам природопользователя. АНО «Равноправие» имеет опыт работы как с компаниями, ориентированными на российский рынок, так и международными корпорациями. Для наших будущих заказчиков это значит, что мы в равной степени знаем требования как российского, так и международного законодательства и способны найти подход для гармоничного развития бизнеса.


Еще одной особенностью настоящего времени стало появления множества «экологов». Ищут себя на ниве экологии менеджеры, маркетологи, юристы, финансисты и блогеры. Новая когорта экологов активно использует современные термины, не зная простой истины. Экология — это наука о связях между живыми организмами и окружающей средой и имеет мало общего с промышленностью и инженерией. При этом, из оборота уходит такой термин, как охрана окружающей среды, а уж практика инженерной охраны окружающей среды явно недооценена в мире зеленой отчетности. Предприятиям крайне важно понять, что «экологизация любой ценой» не всегда соответствует требованиям законодательства, но почти всегда ведет к потери конкурентоспособности предприятия. АНО «Равноправие» считает, что планировать вмешательство в технические и технологические процессы без профильного образования опасно для бизнеса. Именно поэтому наша команда включает инженеров в области машиностроения, строительства и охраны окружающей среды, кандидатов технических наук, юристов и экономистов.


Говоря про глубину изменений, происходящих в России и мире, следует внимательно посмотреть на представленный ниже срез проблем и решений.





Что происходит в мире?


Переходя от слов к фактам, следует рассмотреть, что же происходит в области охраны окружающей среды в мире. Есть западная модель, построенная на принципах аудита и квотирования. Существующая система была выстроена еще десятилетия назад и сейчас развивается за счет добавления отдельных элементов в действующие международные соглашения и подписание новых руководящих документов различных уровней. В рамках уже действующих в Российской Федерации соглашений перед предприятиями ставятся задачи, направленные на следующие цели:


  • контроль за озоноразрушающими веществами в рамках Монреальского протокола;
  • контроль за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением в рамках Базельской конвенции;
  • сокращение выбросов парниковых газов в рамках Киотского протокола;
  • достижение целей устойчивого развития, сформулированных Генеральной ассамблеей ООН;
  • внедрение глобальной инициативы по отчетности (GRI);
  • формирование положительного ESG-рейтинга;


Причиной роста «зеленой» вовлеченности международной промышленности хотелось бы назвать сознательность, но не стоит забывать и про деньги. Формирование природоохранного законодательства в мире строится таким образом, что «экологичная» продукция и высокие экологические рейтинги предприятия открывают доступ к многочисленным льготным условиям и возможностям для привлечения финансирования, что в свою очередь, дает возможность сделать продукцию более конкурентноспособной. Говоря про финансы, следует обратить внимание на стремительный рост «зеленого финансирования. В соответствии с  данными Climate Bonds Initiative выпуск «зеленых» облигаций с 2007 по 2020 годы достиг $1,1 трлн. Однако, основные рекорды еще впереди. По данным той же международной организации эмиссия «зеленых» облигаций за только за первое полугодие 2021 года составило $0,5 трлн. и продолжает расти. Очевидно, что бизнес заинтересован в привлечении льготных инвестиций на модернизацию производства в сторону «зеленой» стратегии развития.


Нарисованную радужными мазками картину портит один существенный факт: производить добычу полезных ископаемых и осуществлять их первичный передел в полной мере «экологично» не получится. Современный «Западный мир» решил эту проблему концептуально, разместив добычу и первичную переработку (а иногда и не только первичную) в других странах. Подобный подход в действиях «Западного мира» крайне «экологичен», но ведет к целому ряду рисков и иногда приводит к потере стабильности целых экономических систем, примером тому может служить разворачивающийся энергетический кризис в ЕС.





Россия станет «экологичней» всех трижды?


Вопрос поиска собственного «зеленого» пути на территории Российской Федерации стоит настолько остро, что на уровне руководства России принято решение об одновременном внедрении сразу трех глобальных экологических направлений развития. Не будем задаваться вопросом, стоило ли ждать 30 лет, чтобы потом начать реформы, которые пока даже не полностью подкреплены подзаконными актами. Попробуем кратко описать, какие задачи, ввиду принятых политических решений будут поставлены перед каждым современным российским природопользователем. Обратим внимание читателя, что каждый из описанных ниже пунктов обязателен для исполнения, требует технического и технологического переоснащения и в настоящий момент слабо гармонизирован с остальными пунктами:

1.

В 2019 на территории РФ принято решение отказаться от «советской» системы единого нормирования воздействия на окружающую среду (аналог международного квотирования) и перейти на дифференцированную систему учета воздействия. Дифференцированная система превозносится, как снижение нагрузки на бизнес, но все так же требует расчёта нормативов для всех предприятий. Кто-то скажет, что «зато дифференцированная система не должна согласовывать эти нормативы», и это правда. Правда, но… Нужно сдавать 5–9 отчетов и это каждый год. Скажем сразу, подготовить отчет — это дорого, нужна лаборатория, нужны исследования по периодам года. Парадокс в том, что экологические отчеты сдаются на бумаге, что само по себе не очень «экологично», и более 90 % из сданных отчетов ни разу не будет прочитаны. Новая система призвана обеспечить контроль за крупными природопользователями. Им теперь придется получить комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР), измерять выбросы в автоматическом режиме, внедрять технологии из справочников наилучших доступных технологий (далее – НДТ) и отчитываться о каждом действии. Но и тут есть некие «но». Вводить КЭР или жить по старым правилам, предприятия решают сами до 2025 года. Вводить систему автоматического измерения нужно, но только через 4 года после получения КЭР и только для нескольких веществ. Внедрять технологии из справочников НДТ нужно, но только очень многие справочники в ближайшее время будут обновлены или переписаны, и что будет в новых редакциях, пока неизвестно. Ну и главное, новая система считает, что не нужно учитывать все вещества-загрязнители. Забыто порядка 90% веществ, среди которых оксид углерода, оксиды азота и диоксид углерода (несмотря на все усилия по контролю за выбросом парниковых газов в рамках других программ). Кроме того, в настоящим момент отсутствует ряд ключевых подзаконных актов в общей «стройной» системе.


2.

Вторым пунктом заслуженно идет Национальный проект «Экология» (далее - Нацпроект). Нацпроект предполагает выделение триллионов рублей на решение экологических проблем страны, из которых большая часть это внебюджетные источники, то есть средства самих природопользователей. Самые крупные предприятия Российской Федерации являются основными загрязнителями, что означает необходимость огромных затрат на зеленую модернизацию производственных процессов в соответствии с целевыми показателями, утвержденными в рамках нацпроекта Экология. Мы полностью согласны с необходимостью технического переоснащения ряда производств, при этом возникает очередное «но». Предприятия не понимают, что делать тем, кто вложился в модернизацию ранее, для достижения ранее утвержденных целевых показателей, а от них требуют усилить эффект, и стоит ли приступать к планированию модернизации до переутверждения справочников НДТ. Здесь стоит отдельно вспомнить про «эксперимент по квотированию выбросов», результаты которого до сих пор публично не представлены, при этом многие предприятия готовятся к очередной модернизации технологических процессов и систем очистки отходящих газов.


3.

Последним пунктом, к которому все готовятся, это снижение объёмов выбросов парниковых газов. Россия приняла на себя обязательства по сокращению выбросов определенного перечня загрязнителей. Задача понятна, а правил до сих пор нет. Подзаконные акты по расчёту квот, учету источников и снижению выбросов парниковых газов пока отсутствуют. Что это значит для промышленности? В первую очередь то, что, выполнив сейчас требования пунктов 1 и 2, они рискуют ошибиться в планировании будущей концепции и оказаться вынужденными зайти на очередной затратный цикл модернизации.



Отвечая на вопрос относительно резкого скачка качества окружающей среды в Российской Федерации, специалисты АНО «Равноправия» придерживаются умеренно оптимистической позиции, которая заключается в понимании необходимости сохранения существующих производственных процессов при условии разумного снижения негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с нормативными требованиями.





Сдвиг или провал?


Сегодня можно с уверенностью сказать, что современную промышленность втягивают в новую «зеленую» революцию. Промышленность уже пережила три революции, и по мнению ученых находится на границе четверной, однако вопреки принятому мнению четвертая революция коснется не внедрения искусственного разума в производственные процессы, а подгонки производственных процессов в угоду экологической повестки. Причем для происходящего применимо именно слово революция, потому что плавным развитием или постепенной эволюцией происходящее не является. Иронию вызывает то, что у всех революций всегда схожие сценарии и последствия. Вспоминая цитаты, относящиеся к революциям прошлого можно экстраполировать их на будущее.


«Революции всегда бывают неудачные, удачных революций не бывает и быть не может. Они всегда порождают не то, к чему стремились, всегда переходят в свою противоположность.», - Николай Бердяев. В небольшом комментарии хочется вспомнить два факта. Рост цен на энергоносители, древесину, металл и удобрения в 2021 году неотрывно связан с «озеленением» мира. А еще следует помнить, что электро- и тепловая энергия, все сырьевые ресурсы не берутся из пустоты.


Важно обратиться к основе существующих проблем. Например, нам говорят: «Купи электромобиль, он экологичный». И ключевое слово здесь не «экологичный», а «купи». «Экологичный» электромобиль где-то произвели и это оказало значимое воздействие на окружающую среду. А если вспомнить выработку электроэнергии на зарядку и выбросы при производстве сменных аккумуляторов, то суммарный объем вреда окружающей среде приблизится к «неэкологичному» дизелю или превысит его. Ну и конечно, следует признать, что «электромобиль» — это модно, а значит он не может стоить дешевле «устаревшего» дизеля. Гонка за «зелеными» товарами обманывает, заставляя набирать обороты существующий объем потребления товаров.


Следует признать, что снижать воздействие на окружающую среду действительно необходимо. Но делать это надо не путем борьбы с промышленным производством, а использованием наиболее рациональных и щадящих окружающую среду технологий. Не менее важным аспектом считаем  формирование зеленых привычек и ответственного потребления у самых широких слоев нашего общества. Формирование восприятия граждан требует многих десятилетий и перераспределения «зеленых» инвестиций в социальное и экопросветительское русло. По нашему мнению, достижение реального эффекта в вопросах охраны окружающей среды невозможно путем исключительно давления на промышленность. 





Новая логика минимального ущерба



АНО «Равноправие» не замахивается на решение мировых проблем. Мы не стараемся раскрутить или победить ветряную мельницу. Мы видим своей целью добиться достаточного снижения негативного воздействия предприятия с использование лучших из доступных для промышленного внедрения технологий при условии экономической обоснованности понесенных затрат.


Мы убеждены, что для российской промышленности в настоящий период должна применяться логика минимального ущерба. Следует помнить, что промышленность должна быть не только «зеленой», но и конкурентноспособной.

Оставьте заявку
С вами свяжется наш специалист
Введите название организации
Введите имя
Введите номер телефона
Отправить
Нам доверяют
Мы индивидуально подходим к решению задач и всегда нацелены на результат
image image image image image image image image image image image image image image image image image image